Оценка возможности организации конкуренции в системах теплоснабжения

Автор: Семенов В.Г.

Оценка возможности организации конкуренции в системах теплоснабжения

Автор Семенов В.Г.

Основные понятия
Рынок – сфера товарного общения; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, инвестиций, ценных бумаг, труда и др. Географические границы рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности приобретения покупателем товара за пределами какой-то территории.
Рыночная экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений.
Товар – продукт труда, произведенный для продажи.
Услуга – экономическая деятельность, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом. В услугах полезный эффект не существует отдельно от процесса его производства в виде какого либо предмета. По этой причине услуги не могут быть предметом накопления, а процесс их производства, реализации и потребления, как правило, совпадают во времени и пространстве.
Общественное воспроизводство – постоянно повторяющийся процесс производства в целях удовлетворения потребностей людей. Состоит из двух взаимоувязанных и необходимых процессов: воспроизводство товаров и услуг и воспроизводство ресурсов (капитала, трудовых ресурсов, природных ресурсов, научно-технического потенциала).
Отрасль – совокупность производителей отдельного товара.
Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами. Именно «желание купить» отличает спрос от простого желания получить то или иное благо, даже если оно определяется необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность.
Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке. Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.
Общественное благо отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении (благо доступно всем и издержки на его предоставление индивидуальному потребителю близки к нулю) и неисключаемостью (техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу). Пример – радио, оборона, освещение улиц и т. п. Промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами или социально значимые блага. Потребление этих благ часто субсидируется государством.
В современной экономической теории различают термины «соперничество» и «конкуренция». Термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предположения поведения на нем экономических агентов. Субъекты рынков, на которых много и покупателей, и продавцов, находятся в отношениях «конкуренции» и непосредственно не влияют друг на друга.
Термин «соперничество» относится к действительному поведению непосредственно соперничающих субъектов рынка в условиях, когда они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия. Соперничество имеет место при олигопольном строении рынка, когда на рынке определенных товаров существует небольшое количество продавцов. Хотя олигополист и обладает, в известной степени, рыночной властью, он не может установить цену столь простым образом, как это делает монополист. Ему приходится думать, как на его ценовое решение будет реагировать соперник. Мир олигополии подобен играм, в которых за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, и исход игры не предопределен. Отсюда множество моделей олигополии, использование при ее изучении теории игр.
Олигопольные рынки различаются по тому, действуют ли их участники – олигополисты совершенно независимо друг от друга или же, напротив, они вступают в явный или тайный сговор. Соответственно, говорят о некооперированной и кооперированной олигополии. Считается, что в условиях плотной или компактной олигополии, когда 4 ведущих предприятия покрывают более 60% рынка, сговор олигополистов возможен и легко осуществим.
Рынки плотной олигополии, доминирующей фирмы и чистой монополии обычно дают результаты весьма далекие от идеала.
Монополистическая деятельность – деятельность хозяйствующего субъекта, органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Она позволяет занять доминирующее положение на рынке и затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Естественные монополии – организации, производящие товары и услуги удовлетворение спроса на которые на рынке эффективно при отсутствии конкуренции.
Характеристика рынка теплоснабжения
Экономика СССР характеризовалась государственной монополией на факторы и результаты производства.
Сферы производства общественных благ и благ, обладающих особыми достоинствами, является по существу единственной, в которой плановое хозяйство более или менее успешно конкурировало с рыночной экономикой. Социалистические страны поддерживали паритет в военной области, имели значительные научные достижения, располагали относительно развитыми системами образования и здравоохранения. Аккумулирование ресурсов в распоряжении государства сравнительно легче обеспечивалось в плановом хозяйстве, чем в рыночной экономике.
В то же время предпочтения рядовых потребителей общественных благ практически не находили адекватного выражения. Не обеспечивались действенные стимулы рационального использования ресурсов. Отопление и горячее водоснабжение многоквартирных жилых зданий были отнесены практически к общественным благам. Жители платили за тепловую энергию символическую плату, в большинстве зданий был обеспечен принцип «каждому по потребности». Но отсутствие регулирующей аппаратуры, однотрубные системы отопления с вертикальной разводкой не позволяли жителям самостоятельно регулировать тепловой комфорт в помещениях, а повсеместное отсутствие учета энергоресурсов и стимулов к их экономии предопределило низкую энергоэффективность системы.
В переходный период от социализма ослабление роли государства не было скомпенсировано развитием рыночных механизмов, что явилось причиной кризиса производства общественных благ в первую очередь в результате резкого уменьшения финансирования. Уменьшение доходов из-за одновременного уменьшения объемов производства и доли государственного сектора в экономике не могло в том же темпе сопровождаться адекватным уменьшением расходов. Государство лишилось возможности концентрации гигантских средств для поддержания работоспособности неэффективной системы теплоснабжения и тем более не имеет средств на ее техническую модернизацию и приспособление к рыночным условиям. В то же время необходимость обеспечения надежности теплоснабжения предопределяет необходимость значительных инвестиций, что возможно только при обеспечении рыночных условий хозяйствования.
Современная экономическая наука о рынке ушла далеко от традиционного понимания рынка только как сферы товарного обращения. С товарным рынком тепловой энергии взаимодействуют рынки топлива; услуг по поддержанию теплового комфорта в зданиях; электроэнергии; подрядных работ; теплоэнергетического оборудования; научно-технических разработок; квалифицированных кадров; долговых обязательств; проектов; инвестиций и т. д. Всем этим рынкам свойственны свои особенности и изменения в каждом из них существенно влияют на общий рынок теплоснабжения. Только совершенствование каждого из этих рынков даст возможность создать эффективный рынок теплоснабжения.
Рынок топлива. Очевидно, что если бы топливные ресурсы не были бы недостаточны, не было бы необходимости заботиться об их оптимальном распределении между различными нуждами и их эффективном использовании. Следствием недостаточности топливных ресурсов является конкуренция между различными возможностями использования топлива. В сегодняшних российских условиях это прежде всего конкуренция за использование топлива внутри страны в противовес желанию топливных компаний максимально увеличить экспорт. Проблема в основном разрешается за счет применения административного ресурса.
При создании в России рынка угля не была принята во внимание технологическая зависимость работы теплоэнергетических предприятий от поставок угля с конкретных месторождений.
Искусственное сдерживание цен на газ при государственном регулировании привело к дефициту газа; неконкурентноспособности ТЭЦ и котельных, работающих на угле; значительным бюджетным затратам на газификацию котельных; экономической неэффективности энергосберегающих мероприятий; социально несправедливому распределению затрат на теплоснабжение по территории страны, когда в наиболее холодных регионах используется дорогой газ и мазут, а в относительно более теплых – дешевый газ.
Тарифное регулирование естественного монополиста «Газпрома» в полной мере не дополнено государственным регулированием доступа к сети, необходимым в условиях монополии, а тем более при дефиците. Нет ясных принципов возможности доступа к сети, нет официальных приоритетов, не существует упорядоченной очереди. В условиях отсутствия дисциплины очередей предметом купли-продажи может быть и место в очереди.
Низкая цена на газ (и как следствие, его дефицит) и сложность доступа к сети в значительной мере снижают возможности организации конкуренции в теплоснабжении. Стоимость газа и, что не мене важно, отсутствие достоверной информации об ожидаемом соотношении цен на разные виды топлива дезориентирует рынок. Этому также способствует лишенное экономического смысла установление цен на бытовой газ ниже цен для оптовых покупателей, когда жители, получающие тепло из централизованной системы теплоснабжения, оплачивают стоимость газа через составляющую в тарифе на тепло по более высокой ставке, чем жители, имеющие собственные бытовые отопительные и горячеводные котлы.
Рынок тепловой энергии в централизованном теплоснабжении. Тепловая энергия в процессе централизованного теплоснабжения является товаром.
Теплоэнергетический рынок характеризуется рядом следующих особенностей.
1. Тепловую энергию экономически нецелесообразно накапливать и хранить, т. е. производство в любой момент времени должно быть равно потреблению, что требует наличия огромных резервных мощностей и координации работы всех участников рынков теплоснабжения и теплопотребления.
2. Тепловая энергия, поставляемая в общую тепловую сеть от нескольких теплоисточников, может быть определена как товар конкретного производителя только на выводах источника.
3. Качество тепловой энергии характеризуется, в отличие от электрической, не через параметры качества самой энергии, а через параметры теплоносителя, с помощью которой она передается. До сих пор в практику не введены эксергетические оценки тепловой энергии, характеризующие ее способность совершать работу.
4. Рынки тепловой энергии из-за значительных потерь и дороговизны транспорта тепла локальны, и излишек мощности теплоисточника не может быть использован для производства и поставки тепла на другой рынок. В подавляющем большинстве случаев теплоисточники работают на свою локальную сеть.
5. Из-за технологических особенностей российских систем централизованного теплоснабжения теплоснабжающие предприятия обычно продают еще один товар – воду для систем горячего водоснабжения.
6. В централизованном теплоснабжении нет независимого спроса. Качество теплоснабжения покупателей тепловой энергии зависит не только от работы теплоисточника и тепловой сети, но и от качества и количества потребления других покупателей.
Согласно российскому антимонопольному законодательству производство тепловой энергии не относится к монопольным видам деятельности. В правительственных документах ведено понятие «регулируемой деятельности», в рамках которой расчеты за поставленную продукцию осуществляются по тарифам (ценам), регулируемым государством, и иного государственного регулирования не предусматривается. Под тарифом подразумевается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию, а под ценой тепловой энергии – стоимость единицы тепловой энергии, не включающей стоимость услуг по ее передаче.
Обеспечение конкуренции теплоисточников, даже при полной их закольцовке тепловыми сетями достаточного диаметра, в полной мере невозможно. Во-первых – этот рынок будет являться олигополией, на котором возможен либо сговор олигополистов, либо полное поглощение их одним наиболее сильным. Во-вторых – полная закольцовка сетей не отменяет экономические расчеты, по которым дальний транспорт тепла дороже ближнего; малые скорости потока сетевой воды в трубопроводах характеризуют не эффективность тепловых сетей из-за больших удельных теплопотерь и высокой стоимости; содержание излишних резервных мощностей на теплоисточниках приводит к увеличению тарифа.
В то же время элементы конкуренции, соперничества между владельцами разных теплоисточников, работающих на крупную тепловую сеть, почти всегда возможны путем переключения части нагрузок в пределах экономической целесообразности. При этом надо учитывать, что если в предприятии тепловых сетей есть собственные теплоисточники, оно предпримет все возможные меры для их полной загрузки, т. к. это будет соответствовать экономическим интересам монополиста.
В реальных российских условиях нет конкуренции теплоисточников на рынке тепловой энергии. Есть политическое соперничество региональных и муниципальных тарифных органов. Органы местного самоуправления, устанавливая заниженные тарифы, далее обосновывают экономическую целесообразность переключения тепловой нагрузки на муниципальные теплоисточники (включая строительство новых котельных) и осуществляют это за счет бюджетных средств, при этом мнение конечного потребителя, который при низких тарифах имеет соответствующий этим тарифам тепловой комфорт, никак не учитывается, а спрос на качественную тепловую энергию (потребность потребителей, имеющих возможность оплатить качественный товар) не удовлетворяется.
Тарифные манипулирования не оставляют никаких возможностей для возникновения рыночных отношений в централизованном теплоснабжении и потребители, не имеющие предложения качественного товара, уходят на другой рынок.
Рынок оборудования децентрализованного отопления и горячего водоснабжения. Система отопления и горячего водоснабжения жилых и производственных зданий от теплоисточников, принадлежащих жилищным кооперативам, отдельным жильцам или собственникам зданий, не является рынком тепловой энергии, а тепловая энергия на нем не является товаром, т. к. не предназначена для продажи. При использовании в качестве топлива газа эта система является потребителем монопольного газового рынка, при использовании электронагревателей – потребителем монопольного рынка электроэнергии и т. д.
Теоретически у потребителя есть право выбора, что потреблять – газ; уголь; дрова; солнечную энергию; тепло земли или стоков; тепловую энергию из централизованной системы; электроэнергию и т. д. Но при этом экономически нецелесообразно дублирование одной системы потребления топлива или энергии другой, а замена системы обычно оказывается дорогостоящим мероприятием.
Обычно потребитель выбирает рынок энергии или топлива на стадии строительства здания. На собственные затраты по замене системы обеспечения теплового комфорта он идет только при ненадежности или высоких издержках содержания существующей системы. Потребитель легко соглашается на замену системы, если она осуществляется за счет сторонних инвестиций и с уменьшением его затрат.
Таким образом, не существует товарной конкуренции между централизованным и децентрализованным теплоснабжением. Существует (либо должна существовать) конкуренция инвестиционных проектов с разными техническими решениями по использованию для этих целей теплоснабжения разных рынков топлива, энергии и оборудования.
Рынок децентрализованного отопления и горячего водоснабжения более правильно является свободным конкурентным рынком оборудования для обеспечения теплового комфорта и предложений его использования.
Рынок транспорта тепловой энергии. В соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» к сфере деятельности монополий в централизованном теплоснабжении отнесены только услуги по передаче тепловой энергии, т.е. эксплуатация тепловых сетей. Предприятия естественной монополии нельзя организовывать на принципах свободной конкуренции, так как они превратятся в олигополии и установят монопольные завышенные цены. Методы регулирования естественных монополий выходят за рамки традиционного антимонопольного законодательства. За функционирование отраслей естественных монополий отвечает перед парламентом исполнительная власть.
Естественные монополии обязаны обеспечивать всех клиентов без дискриминации. Предприятия естественных монополий обязаны представлять в органы власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Они не могут преобразовываться, ликвидироваться без разрешения государственных органов.
Государственным органом регулирования должны направляться предприятиям естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями и внесении в них изменений.
Действует ряд ограничений правоспособности объектов естественных монополий (разрешительный порядок сделок и т.д.), контролируется выполнение инвестиционных программ, стабилизационных фондов.
В реальных российских условиях расширенное государственное регулирование естественных монополистов – предприятий тепловых сетей заменено на ценовое регулирование стоимости услуг по подобию «регулируемой деятельности». Минэнерго осуществляет только лицензирование деятельности и энергетический надзор; Федеральные и региональные энергетические комиссии регулируют только тарифы; Министерство антимонопольной политики не осуществляет регулирование естественных монополий.
Государственное регулирование предприятий тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, т.е. владельцы контролируют сами себя, что предопределяет трудности в защите потребителями своих интересов и затрудненность доступа к сети новых производителей и немуниципальных потребителей.
Методы государственного неценового регулирования естественных монополий в отношении предприятий тепловых сетей АО-энерго и других приватизированных предприятий вообще не применяются, что предопределяет конфликт между ними и органами местного самоуправления. Потребитель же «голосует ногами», отключаясь от централизованного теплоснабжения или не подключая к нему новые объекты.
Отсутствие единых правил также затрудняет экономически выгодное объединение в одной организации магистральных и распределительных тепловых сетей крупных городов, т.к. исполнительная власть, отвечающая за качество теплоснабжения перед населением, не может и не должна добровольно отказываться от возможностей воздействия на монополиста.
Небольшой размер и, соответственно, многочисленность предприятий тепловых сетей, вхождение их в общие предприятия ЖКХ, инженерной инфраструктуры и т.д. также весьма затрудняют создание общих правил их деятельности и осуществление контроля их выполнения.

Переходный период к рынку
Людей никогда не покидала мысль так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, сократив потребности до уровня возможностей общества либо «развив» эти возможности до уровня потребностей.
Рыночный механизм не претендует на то, чтобы преодолеть ограниченность ресурсов, но может смягчить, ослабить эту ограниченность, т.к. он стимулирует эффективное использование ресурсов.
С другой стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничений потребности на каждого отдельного человека (например, по количеству потребляемой горячей воды). Это достигается не посредством принятого у нас «разумного» уровня потребности (лимита), а путем преобразования потребностей в платежеспособный спрос. Это может не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей.
В условиях ограниченности ресурсов конкуренция за их использование неустранима, а борьба с ней бесперспективна.
Можно принудить конкуренцию принять другую (иногда нелегальную) форму, затруднить процедуру выбора, либо даже лишить возможности выбора, но за это придется платить значительную экономическую и социальную цену.
Рынок нельзя ввести или отменить декретом. Его становление и утверждение – закономерный исторический процесс, длительный и сложный, требующий определенного переходного периода. Рынок требует иных, чем при административно-командной системе, хозяйственных руководителей. Для рынка нужна особая инфраструктура, необходимо умение ее создавать и работать в ней.
Один из главнейших вопросов, решаемых в переходный период – к какому сектору экономики отнести теплоснабжение, к общественному или частному.
В рыночной экономике общественный сектор выполняет только те функции, для успешной реализации которых требуется законным образом ограничить число участников рыночных сделок. Общественный сектор незаменим при создании чистых общественных благ, однако даже в этих областях общественный сектор далеко не всегда берет на себя непосредственное их производство. В современных условиях, чаще всего, идет речь об участии государства в финансировании.
Непосредственное осуществление производства силами работников общественного сектора (государственными или муниципальными предприятиями) может быть оправдано технологическими особенностями. Экономией на масштабе, характерной для естественных монополий, нередко обуславливают целесообразность государственной или муниципальной собственности на тепловые сети систем централизованного теплоснабжения.
В то же время, еще Адам Смит выделил три задачи, которые, по его мнению, должно решать государство: защита от внешней угрозы, охрана законных прав индивидов и производство благ, частные вложения в производство которых не способны окупаться. Производство же тепловой энергии и ее транспорт по тепловым сетям могут быть окупаемым видом деятельности.
Наличие двух различных представлений об наилучшей организации теплоснабжения предопределило многообразие сочетаний частной, государственной и муниципальной собственности на объекты систем теплоснабжения и большое количество типов предприятий, осуществляющих деятельность по теплоснабжению.
Опыт других стран показывает, что форма организации теплоснабжения может кардинально различаться даже в соседних муниципалитетах.
В России также вряд ли осуществимо единообразие. Теплоснабжение вполне успешно может функционировать при разных типах организации, но общие принципы едины: общественный сектор должен быть адаптирован к рыночным условиям, а частный сектор должен регулироваться государством в интересах всех членов общества.

Общественный сектор
В социалистической системе разграничение частного и общественного секторов было неактуально. Большая часть национального дохода создавалась под непосредственным контролем государства. Разделение частного и общественного секторов экономики, происходящее на основе приватизации, позволяет рассматривать каждый из них самостоятельно.
Социалистическое государственное хозяйство способно существовать в отсутствие частного сектора. Общественный сектор экономики возможен только как партнер частного сектора, в значительной мере обеспечивающий его развитие.
Механизмы функционирования общественного сектора рыночной экономики не могут быть унаследованы из планового хозяйства. В переходный период они формируются заново. Наследуются ресурсы, но не устройство общественного сектора. Предприятия и организации, сохраняющиеся в собственности государства и муниципалитетов, постепенно адаптируются к рыночным условиям.
Реформирование общественного сектора в нашей стране в значительной мере подменялось его сокращением. Между тем вопрос об оптимальных масштабах общественного сектора имеет смысл лишь в контексте вопроса о его качестве.
Некачественное функционирование общественного сектора предопределяет необходимость его государственного дофинансирование за счет собираемых налогов. Основная часть собираемых налогов направляется не на увеличение капитала, находящегося в собственности государства, а на решение текущих задач. Увеличение налогов приводит к уменьшению темпов капитализации и снижению темпов роста экономики. Неэффективность функционирования такой огромной отрасли как теплоснабжение, в первую очередь, в ее общественном секторе, во многом определяют низкие темпы роста экономики страны.
Задачи, касающиеся развития общественного сектора, ставят избиратели и политики. Решать эти задачи обязаны чиновники. Как правило, отдельное решение чиновника далеко уступает решениям избирателей и политиков по масштабам и глубине воздействия на общественный сектор. Но в совокупности окружающие принимают так много решений, что они во многом определяют развитие общественного сектора.
Гарантирует ли положение бюрократии в системе институтов современного государства максимальный учет государственными служащими интересов изобретателей и политиков? Этот вопрос имеет две стороны. Существенны факторы, определяющие благосостояние чиновников и ограничения, в рамках которых им приходится действовать. Благосостояние служащего зависит, прежде всего, от уровня оплаты его труда. Последняя, в свою очередь, определяется положением в чиновничьей иерархии. Увязка оплаты с фактическим уровнем эффективности курируемой отрасли, как правило, отсутствует. Чиновник обычно получает оклад, связанный с объемом и сложностью возложенных на него функций, масштабом контролируемых ресурсов, численностью подчиненных и т.п. Масштабность функций и подконтрольных ресурсов положительно сказывается на престиже, которым пользуется служащий, на способности продвигать людей и решения, в которых он заинтересован, а при наличии коррупции – и на способности извлекать незаконные преимущества из своего служебного положения. Итак, интересы государственных служащих порождают давление в пользу увеличения масштабов общественного сектора. В теплоснабжении это проявляется через бюджетное финансирование переключения нагрузки с частных на муниципальные теплоисточники. В то же время в сфере функционирования государства индивид редко принимает на себя полные экономические последствия собственных действий. Технически и экономически безграмотное решение государственного служащего может привести к существенным экономическим потерям, к росту затрат населения, но при этом сам служащий не терпит какого-либо ущерба. Вместе с тем, служащий, добившийся значительной экономии, обычно вознаграждается в размере, несопоставимо уступающем масштабам сбереженных средств, а иногда способен даже проигрывать, например, в связи с уменьшением своей сферы влияния.
Специализированные подразделения государственного аппарата, финансируемые из бюджетов всех уровней, находятся, как правило, в монопольном положении. Дело не только в том, что преодоление монополии за счет дублирования функций вызвало бы рост административных издержек. За специализацией стоит, по сути, разделение властных полномочий. Если два разных органа способны, действуя от имени государства, принимать равно обязательные решения по одному и тому же вопросу, велик риск, что эти решения окажется взаимоисключающими (к сожалению, такое происходит весьма часто).
Государственные чиновники, будучи специалистами в конкретной области, как правило, лучше, чем кто-либо иной, способны судить об условиях направляемой и контролируемой ими деятельности, в том числе о связанных с нею издержках. В то же время ни их собственные мотивы, ни среда, в которой они находятся, не обеспечивают действенных стимулов минимизации этих издержек.
Согласно «теории общественного выбора» вмешательство государства не только не гарантирует достижение оптимального состояния, но при определенных условиях может непосредственно порождать отклонения от него. Это, как правило, становится результатом расхождения между интересами лиц, уполномоченных действовать от имени государства и интересами основной массы избирателей-налогоплательщиков. Эта проблема, а также данная государственным чиновникам возможность к принуждению от имени государства, предопределила нежизнеспособность социалистического устройства экономики. Сейчас она также определяет невозможность существования «социалистической» модели управления теплоснабжением в рыночных условиях.
Проблема также заключается в том, что разгосударствление в теплоснабжении, введение реальных элементов конкуренции, внедрение системы стимулирования снижения издержек возможно только при проведении большой подготовительной работы, в немалой степени выполняемой чиновниками. Для обеспечения реальности этих преобразований нужна сильная политическая воля и привлечение негосударственных организаций – разработчиков альтернативных региональных проектов реформирования с проработкой вариантов оптимального соотношения общественного и частного сектора, минимизации издержек, тарифной политики, системы управления всей системой, антимонопольных мер и т.д.
Необходимо осознать, что государство не имеет каких-либо решающих, универсальных преимуществ перед рынком. К государственному вмешательству в экономические процессы следует подходить сугубо прагматически, увязывать его в каждом конкретном случае с конкретным соотношением изъянов рынка и изъянов государства.
В реальном мире не встречаются ни безупречные рынки, ни безупречная политика. Как провалы рынка, так и провалы государства возникают едва ли не повсеместно. Наличие первых не является достаточным условием не ограниченной активности государства, наличие вторых – достаточным условием его полной пассивности. Задача состоит в том, чтобы минимизировать потери.

Возможности развития конкуренции в теплоснабжении
и преодоление препятствий к конкуренции
Стоимость топлива. Повышение стоимости газа является непременным условием для равной конкуренции проектов теплоснабжения от теплоисточников, работающих на разных видах топлива. Отмена скрытого субсидирования покупки одного вида топлива должна быть заменена на субсидирование граждан.
Увеличение потребления угля, как объективно более дешевого топлива, позволит обеспечить свободный доступ к газовой сети, что, в свою очередь, расширит возможности конкуренции проектов газового децентрализованного отопления и централизованного теплоснабжения.
Изменение структуры цен на газ с понижением стоимости для оптовых покупателей позволит уйти от существующего перекрестного субсидирования мелких потребителей за счет крупных, компенсирующих сегодня низкие газовые тарифы для населения и содержание технических систем низкого давления.
Товарная конкуренция тепловой энергии. Возможности частичной товарной конкуренции предприятий владельцев теплоисточников в централизованном теплоснабжении определяются плотностью застройки, разветвленностью тепловых сетей, наличием резервов мощности на теплоисточниках.
Конкуренции способствует:
q закольцовка теплоисточников;
q разделение в разные предприятия функций производства и транспорта тепла;
q уменьшение возможностей сговора этих предприятий путем законодательного обеспечения свободы доступа производителей тепла к централизованной сети;
q определение в законе параметров качества тепловой энергии через параметры теплоносителя, введение пониженных тарифов на некачественную тепловую энергию. Невозможен рынок, если на нем качественный и не качественный товар продаются по одной цене;
q запрет на нетарифное финансирование отдельных теплоснабжающих предприятий за счет прямой бюджетной помощи, программ энергоснабжения, средств застройщиков по выполнению технических условий и т.д. Нетарифные финансирование отдельных предприятий дезориентирует рынок, ставит предприятия в заведомо неравное положение;
q финансовое оздоровление отрасли. Неплатежи и несовершенная тарифная политика предопределили уникальную российскую ситуацию: бегство владельцев от собственности, когда большинство частных владельцев теплоисточников, осуществляющих теплоснабжение жилого сектора применило все возможные методы, чтоб от них избавиться, вплоть до процедуры банкротства.
Отсутствие законодательных основ, регламентирующих антимонопольные принципы регулирования локальных монополий в теплоснабжении, предопределяет необходимость использования органами местного самоуправления административного ресурса, что гораздо легче при прямой подчиненности теплоснабжающих предприятий.
Таким образом, организационное и финансовое несовершенство системы вместо развития товарной конкуренции в централизованном теплоснабжении пока способствуют ее полному прекращению.
Конкуренция проектов. Имеется ввиду конкуренция проектов теплообеспечения нового строительства, замена способа теплообеспечения из-за ненадежности или дороговизны существующего, проектов повышения энергоэффективности.
Должен быть определен единый принцип сравнения различных проектов централизованного и децентрализованного теплоснабжения, газового, солнечного, теплонасосного и т.д. теплообеспечения. Критерием может быть только суммарное снижение издержек на теплообеспечение всей системы. Задача органов власти – создание порядка, при котором экономически будут выигрывать именно такие проекты.
Ясность, открытость процедуры выбора проектов теплообеспечения жилищного фонда отсутствие возможностей лоббирования, т.е. обеспечение их нормальной конкуренции, позволит получать оптимальный результат. Этому будет способствовать также проведение тендеров на торговых площадках в Интернете для привлечения большого количества участников; качество подготовки и открытость исходной информации; наличие электронных схем систем теплоснабжения, позволяющих легко обсчитывать варианты.
Конкуренция подрядчиков. Эффект от конкурентного выявления исполнителей работ зависит от количества участников торгов (при малом количестве легко обеспечивается их сговор) и ясности критериев выбора. Если для простых работ критерием может быть только их срок выполнения и стоимость, то для сложных определяющими могут стать критерии качества.
Западные теплоснабжающие компании в отличие от российских не осуществляют собственными силами ремонтные (в этом числе и аварийные), строительные и т.п. работы, привлекая на свободном рынке различные подрядные организации. Муниципалитеты, имеющие в собственности объекты теплоснабжения во многих странах активно используют подряд для их эксплуатации, детально прописывая всю систему взаимоотношений муниципалитета, подрядчиков и потребителей.
Конкуренция на рынке оборудования для теплоснабжения и теплообеспечения. Этот рынок большей частью сформировался. К изъянам его можно отнести отсутствие достоверной информации о реальных проблемах при внедрении оборудования у покупателей; отсутствие у покупателей стимулов к применению энергоэффективного оборудования; отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения и соответствующие трудности в прогнозировании спроса, что в свою очередь снижает объем инвестиции в развитие отечественных производств нового оборудования.
Теплопотребление. Ситуация на рынке централизованного теплоснабжения определяется теплопотреблением.
Множество программ по росту энергоэффективности, лимитированию, повышению ответственности и т.п. с гораздо большим эффектом могут быть заменены на программу создания механизма оплаты сервисных услуг по обеспечению качественного теплового комфорта в жилых и общественных зданиях.
Никакой рынок не может существовать без покупателя, а в российском теплоснабжении такая ситуация уже 12 лет.
Появление энергосервисных компаний грамотно контролирующих режимы теплоснабжения, обеспечивающих юридическую защиту потребителей, и экономически заинтересованных в уменьшении потребления тепловой энергии для выполнения своих услуг позволит получить огромный рыночный эффект.
Выбор энергосервисных компаний по конкурсу с обязательным условием инвестиций собственных средств компании в приборы учета позволит обеспечить снижение затрат на теплоснабжение, но не путем снижения тарифов, а уменьшением потребления теплоты. Иными словами, не за счет покупки в большом количестве дешевого некачественного товара, а за счет уменьшения товарных потерь и обеспечения за счет этого возможности требовать за свои деньги требуемого качества.
Государственный надзор, сертификация, лицензирования, аккредитация. Рынок требует тщательной взаимоувязки и согласования действий государственных контролирующих органов. Особенно это необходимо в переходный период, когда количество выдвигаемых надзорных требований превышает финансовые возможности предприятий, т.е. неценовые регулирования превышает возможности ценового.
Административные защиты на одни решения и прямое принуждение к выбору других весьма существенно искажают рыночные стимулы, которые с ростом числа подобных ограничений могут быть по существу блокированы.
Развитию конкуренции способствует формирование общих контролируемых принципов, взамен их поэлементного описания. Особенно это важно для государственного контроля энергоэффективности, т.к. из отдельных элементов с высокими параметрами работы легко можно сделать неэффективную систему, а требования замены оборудования вместо модернизации без их экономической оценки могут привести к полному отказу частного бизнеса от работы в теплоснабжении.
Тип предприятий централизованного теплоснабжения. Опыт зарубежных стран показывает, что централизованное теплоснабжение может осуществляться разными типами предприятий частными и государственными, коммерческими и не коммерческими и т.д.
Предприятие, управляемые собственниками, стремится к максимизации долгосрочной прибыли, которая определяет рыночную стоимость предприятия. Этим частное предприятие отличается от хозрасчетного государственного предприятия в СССР, когда текущая прибыль стала главным оценочным показателем, определяющем размер фонда оплаты труда. Текущую прибыль можно увеличить способами, сокращающими будущую доходность предприятий: уменьшением объемов ремонта и обслуживания; невниманием к научно-техническому прогрессу; отказом от инвестиции, приносящих долговременный эффект; снижением качеством продукции; завышением цен и т.д.
Социалистическое государство централизованно размещало производственные ресурсы, определяло, что в каких количествах и как производить, кому поставлять, но от этого оно не стало предпринимателем.
Экономическую роль предпринимателя надо отличать от экономической роли собственника факторов производства. В рыночной экономике возможен случай когда предприниматель не является собственником никаких факторов производства, кроме своего предпринимательского таланта. Его роль заключается в том, чтобы выявить, какие новые эффективные способы и приемы производства могут быть использованы, и тем самым дать существующим производственным ресурсам наиболее эффективное применение. Предприниматель несет риск осуществления своего делового проекта, он – дрожжи экономики.
В СССР неоднократно изменялась система экономического стимулирования государственных предприятий, однако создать систему стимулов, ориентирующих государственные предприятия на максимизацию долгосрочной прибыли так и не удалось, ибо сам институт предпринимательства остался непризнанным.
Сейчас тот же путь, что в свое время прошел Советский Союз, проходят, каждое отдельно, муниципальные образования.
Государственные предприятия теплоснабжения являются социалистическими по сути, неприспособленными к работе на рынке, рыночная их стоимость мизерна. Контракт администрации с директором такого предприятия это контракт с рабом, а не с предпринимателем.
Решая одни проблемы, государственное производство порождает другие, свои собственные проблемы. Недостатки рынка дополняются недостатками государства. Это связанно и с увеличением административных расходов и с ослаблением стимулов снижения издержек. Поэтому даже если рынок в теплоснабжении не вполне эффективен, не всегда целесообразно замещать его государственным производством.
Государственные предприятия должны быть приспособлены к рынку, например, распространенным в бывших социалистических странах путем создания акционерных обществ, даже, на первом этапе, со 100% долей государства или муниципалитета.
У предприятия должна появится рыночная стоимость и руководитель такого предприятия должен быть заинтересован в ее увеличении. В любом случае должна учитываться мотивация персонала предприятия, так как она может привести к гигантскому различию в результатах производства при одинаковых затратах ресурсов, или к различиям в уровне затрат при одинаковых результатах.
Рынок позволяет дать достойную оценку человеческого капитала. Рыночная реорганизация теплоснабжающих предприятий позволяет за счет уменьшения издержек дать достойную оплату специалистам, что в свою очередь позволяет достичь дальнейшего развития. По оценкам Мирового банка человеческий капитал превышает 80% всех производительных богатств в Японии и 60% в США.

Государственное регулирование рынка теплоснабжения
Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия – прибыль, а государство призвано максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.
Государство представляет собой форму организации принуждения. Принуждение это прежде всего ограничение доступа к некоторым экономическим возможностям, способным в принципе, приносить выгоды тем или иным индивидам. Использование принуждения оправдано, только тогда, когда отказ от одних возможностей открывает доступ к другим, более значимым с точки зрения индивидуального или общественного благосостояния.
К одному из наиболее развитых провалов рынка относится монополия. В условиях монополий предприятие не приспосабливается к стихийно складывающимся на рынке целям, а выбирает наиболее выгодное для себя сочетание цены и объема выпуска. Корпорация сосредоточившая в своих руках все мощности по производству определенного товара может быть разделена на основе антимонопольного законодательства.
Однако, принудительное разделение или предотвращение слияния оправдано, когда отсутствует существенная экономия на масштабе, которая создает основу для возникновения естественной монополии. При наличии экономии на масштабе оптимальный объем производства отдельной фирмы может достигать или даже превышать объем рынка.
Обычно это выражается в том, что демонополизация затруднена технически. Тепловые сети в городе, как правило, имеет смысл эксплуатировать одной организации. Ее разделение на фирмы ответственные за отдельные участки приводит к возникновению более мелких локальных монополий при более низкой эффективности и при больших затратах на их контроль и регулирование.
К государственному принуждению приходится прибегать, когда результаты свободных рыночных взаимодействий неудовлетворительны. Другой альтернативы фактически не существует. Из этого, разумеется, не следует, что принуждение всегда приводит к желательным результатам.
В Российских условиях, органы местного самоуправления, вместо организации государственного регулирования предприятий – монополистов, обслуживающих тепловые сети, предпочитают сохранять их муниципальными, не делясь властью с органами более высокого уровня. Этим в немалой степени определяется несовершенство методов государственного управления естественными монополиями в теплоснабжении. В России даже нет теории такого управления.
Государственное регулирование организаций РАО «ЕЭС России» и владельцев других частных теплоисточников, осуществляющих транспорт и продажу тепловой энергии сводится только к ценовому регулированию, при этом не применяются не менее важные меры принуждения, которым нет альтернативы:
q обеспечение свободы доступа к сетям потребителей без дискриминационных экономических условий;
q обеспечение свободы доступа к сетям любых продавцов тепловой энергии при наличии спроса на эту энергию и сетевых возможностей;
q регулирование доходов теплоснабжающих организаций не только через количество продаваемого тепла, но и через его качество, введение разного уровня цен на энергию разного качества;
q планирование развития теплоснабжения в целях повышения его энергоэффективности путем комплексного анализа систем теплоснабжения, индивидуального теплообеспечения, топливообеспечения и теплопотребления с разработкой комплексных инвестиционных проектов, вполне возможно, имеющих результатом ликвидацию некоторых теплоисточников;
q определение оптимальных размеров резервирования источниками и тепловыми сетями;
q планирование развития сетей исходя из критериев общего оптимального экономического и экологического результата для потребителей тепла, а не владельцев конкретных теплоисточников;
q общее диспетчерское управление всей системой теплоснабжения и теплопотребления населенных пунктов.
Методы организации такого принуждения разнообразны, далеко не всегда обязательно, чтобы все их выполняли государственные органы, и, тем более, не реально создание огромной государственной организации, выполняющей эти функции в каждом поселке.
Нет единых рецептов, да они и не нужны. Главное, что исходя из общих принципов должна быть создана система, объединяющая экономические интересы теплоснабжающих организаций и потребителей тепла.
Нарушение этих принципов приводит к снижению спроса на тепловую энергию от централизованных систем, соответствующему росту ее себестоимости и неконкурентноспособности централизованного теплоснабжения с другими способами обеспечения теплового комфорта.

Представленный материал подготовлен на основе и с прямым цетированием следующих первоисточников:
1. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов – «Микроэкономика», Экономическая школа, 2000 г.
2. Л.И. Якобсон – «Государственный сектор экономики», Высшая школа экономики, 2000 г.
3. В.П. Орешин – «Государственное регулирование национальной экономики», ИНФРА-М, 2001 г.
4. А.Б. Крутик, А.И. Муравьев – «Антикризисный менежмент», Питер, 2001 г.
5. Б. Лапонш, Б. Шаме и др. – «Энергоэффективность как основа устойчивого развития мира», Центр энергетической политики, 2000 г.
6. В.В. Иванов, А.Н. Коробова – «Муниципальный менежмент», ИНФРА-М, 2002 г.
7. «Популярная экономическая энциклопедия» - БРЭ, 2001 г.
8. «Российский энциклопедический словарь» - БРЭ, 2001 г.

04 июнь 2003

Аналитические материалы