Управление теплоснабжением

Автор: Семенов В.Г.

Управление теплоснабжением (автор Семенов В.Г.)

Понятие системы

Все привыкли к выражениям «система теплоснабжения», «система управления», «автоматизированные системы управления». Одно из простейших определений любой системы: множество связанных действующих элементов. Более сложное определение дает академик П.К.Анохин: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие приобретает характер взаимосодействия на получение фокусированного полезного результата». Получение такого результата является целью системы, а цель формируется на основе потребности. В рыночной экономике технические системы, а также системы управления ими формируются на основе спроса, т.е. потребности, за удовлетворение которой кто-то готов платить.
Технические системы теплоснабжения состоят из элементов (ТЭЦ, котельные, сети, аварийные службы и т.д.), имеющих весьма жесткие технологические связи. «Внешней средой» для технической системы теплоснабжения являются потребители разных типов; газовые, электрические, водопроводные сети; погода; новые застройщики и т.д. Они обмениваются энергией, веществом и информацией.
Любая система существует в пределах каких-то ограничений, налагаемых, как правило, покупателями или уполномоченными органами. Это требования качества теплоснабжения, экологии, безопасности труда, ценовые ограничения.
Существуют активные системы, способные противостоять негативным воздействиям окружающей среды (неквалифицированным действиям администраций разных уровней, конкуренции других проектов...), и пассивные, у которых это свойство отсутствует.
Системы оперативного технического управления теплоснабжением относятся к типовым человеко-машинным системам, не являются очень сложными и достаточно легко автоматизируются. Фактически они являются подсистемами системы более высокого уровня – управления теплоснабжением на какой-то ограниченной территории.

Системы управления

Управлением называется процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта. Любая система управления разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Связь от управляющей подсистемы к управляемой называется прямой связью. Такая связь существует всегда. Противоположная по направлению связь называется обратной. Понятие обратной связи является фундаментальным в технике, природе и обществе. Считается, что управление без сильных обратных связей не эффективно, т.к. не обладает способностью к самовыявлению ошибок, формулировке проблем, не позволяет использовать возможности саморегулирования системы, а также опыт и знания специалистов.
С.А.Оптнер считает даже, что управление есть цель обратной связи. «Обратная связь воздействует на систему. Воздействие есть средство изменения существующего состояния системы путем возбуждения силы, позволяющей это сделать».
В правильно организованной системе отклонение ее параметров от нормы либо отклонение от правильного направления развития перерастает в обратную связь и инициирует процесс управления. «Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме» (П.К.Анохин). Очень важно также, чтобы собственная цель управляющей системы не противоречила цели управляемой системы, т.е. той цели, для которой она создана. Принято считать, что требование «вышестоящей» организации безусловно для «нижестоящей» и автоматически трансформируется в цель для нее. Это иногда может привести к подмене цели.
Правильная цель управляющей системы – выработка управляющих воздействий на основе анализа информации об отклонениях или, другими словами, решение проблем.
Проблема есть ситуация несоответствия желаемого и существующего. Мозг человека устроен так, что мыслить в каком-то направлении человек начинает только тогда, когда выявляется проблема. Поэтому правильное определение проблемы предопределяет правильное управленческое решение. Выделяют 2 категории проблем: стабилизации и развития.
Проблемами стабилизации называют такие, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы. На уровне предприятия, региона или отрасли решение этих проблем обозначают термином управление производством.
Проблемами развития и совершенствования систем называют такие, решение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления.
С точки зрения системного подхода проблема есть разница между существующей и желаемой системой. Система, заполняющая промежуток между ними, является объектом конструирования и называется решением проблемы.

Анализ существующих систем управления теплоснабжением

Системный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние связи и связи с окружающей средой, влияющие на результаты функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения системы.
Цель создания любой централизованной системы теплоснабжения – обеспечение качественного, надежного теплоснабжения за минимальную цену. Эта цель, устраивающая потребителей, граждан, администрацию и политиков. Такая же цель должна быть и у системы управления теплоснабжением.

Сегодня существует 2 основных типа систем управления теплоснабжением:
1) администрация муниципального образования или региона и подчиненные ей руководители государственных теплоснабжающих предприятий;
2) руководящие органы немуниципальных теплоснабжающих предприятий.
Обобщенная схема системы управления теплоснабжением представлены на рис. 1. В ней представлены только те структуры (окружающая среда), которые реально могут осуществлять воздействие на управляющие системы:
– увеличить или уменьшить доходы;
– заставить пойти на дополнительные расходы;
– сменить руководство предприятий.
Для реального анализа мы должны исходить из предпосылки, что выполняется только то, за что платят или могут уволить, а не то, что декларируется.

Государство
Законодательство, регулирующее деятельность предприятий по теплоснабжению, практически отсутствует. Не прописаны даже процедуры государственного регулирования локальных естественных монополий в теплоснабжении.
Теплоснабжение – основная проблема при реформах ЖКХ и РАО «ЕЭС России», она не может быть решена отдельно ни в одной, ни в другой, поэтому практически не рассматривается, хотя именно через теплоснабжение эти реформы должны были бы быть взаимоувязаны. Нет даже утвержденной правительством концепции развития теплоснабжения страны, не говоря уж о реальной программе действий.
Качество теплоснабжения федеральные органы управления никак не регулируют, нет даже нормативных документов, определяющих критерии качества. Надежность теплоснабжения регулируется только через технические надзорные органы. Но т.к. взаимодействие между ними и тарифными органами ни в одном нормативном документе не прописано, оно часто отсутствует. У предприятий же имеется возможность не выполнять любые предписания, обосновывая это отсутствием финансирования.
Технический надзор по существующим нормативным документам сводится к контролю отдельных технических узлов, причем тех, по которым существует больше правил. Система во взаимодействии всех ее элементов не рассматривается, не выявляются мероприятия, дающие наибольший общесистемный эффект.
Стоимость теплоснабжения регулируется только формально. Тарифное законодательство настолько общее, что практически все отдано на усмотрение федеральной и в большей степени региональных энергетических комиссий. Нормативы теплопотребления регулируются только для новых зданий. В государственных программах энергосбережения раздел по теплоснабжению практически отсутствует.
В итоге роль государства отвелась к взиманию налогов и, через надзорные органы, информации местных органов власти о недостатках, существующих в теплоснабжении.
За работу естественных монополий, за функционирование отраслей, обеспечивающих возможность существования нации, отвечает перед парламентом исполнительная власть. Проблема не в том, что федеральные органы функционируют неудовлетворительно, а в том, что в структуре федеральных органов фактически нет структуры, отвечающей за теплоснабжение страны, либо координирующей работу Госстроя, Минэнерго, ФЭК, Госгортехнадзора, региональных администраций, крупных естественных монополий.
Неизвестна даже задача, поставленная государством перед своими представителями в РАО «ЕЭС России» и РАО Газпром. Нет открытой отчетности по качеству их работы.

Региональные энергетические комиссии
О несовершенстве действующих тарифов написано уже довольно много. Главная проблема – они не стимулируют снижение издержек, а наоборот, способствуют их росту. В этих условиях даже энергосбережение – один из основных методов снижении издержек рассматривается предприятиями только как повод получения невозвратных средств. Простейшие мероприятия, дающие огромный эффект с минимальными затратами, обычно игнорируются под стандартным предлогом – нет средств. На отопление земли и воздуха деньги есть, а на наведение элементарного порядка – нет. За что платим, то и получаем.
При прочих равных условиях тарифы в разных регионах различаются 2 и более раз, причем там, где тарифы ниже, качество теплоснабжения выше. О каком рынке может идти речь, если неэффективность управления так хорошо финансово поощряется.

Администрации
Администрации выполняют множество функций, объединение которых в одном органе также не позволяет говорить о рыночном управлении:
1. Органы муниципального управления выполняют хозяйственные функции, осуществляя непосредственное руководство муниципальными теплоснабжающими предприятиями. Директора муниципальных теплоснабжающих предприятий приняты на работу по контракту с администрацией и ей непосредственно подчиняются. С этой стороны администрации заинтересованы в качественном функционировании предприятии и их нормальном финансировании.
2. С другой стороны администрации осуществляют непосредственное руководство бюджетными организациями и предприятиями, эксплуатирующими жилой фонд, т.е. потребителями тепла.
Бюджетных средств на все не хватает никогда, поэтому также естественно желание администрации сэкономить на теплоснабжении, тем более затраты на него составляют весьма значительную часть бюджета.
Немалую роль играют и жители, являющиеся одновременно и избирателями. А недовольство населения высокими тарифами естественно и непреодолимо.
3. Администрация является одновременно и тарифным органом, т.е. нормативно определяет стоимость товара для собственного потребления. Обычно уровень тарифов зависит от позиции первого руководителя и почти всегда они ниже, чем в аналогичных ситуациях устанавливает РЭК.
Недофинансирование частично компенсируется невозвратной бюджетной помощью в основном на устранение аварий и замену конкретного неисправного оборудования. Естественно руководители теплоснабжающих предприятий вынуждены постоянно просить средств – на ремонт теплотрассы, замену котла и т.д. Причем, если проблем с теплоснабжением нет, деньги получить практически невозможно, поэтому за последние годы выработался общий подход: перебои в теплоснабжении должны быть, чтоб иметь средства, но они не должны быть слишком серьезными, чтоб не сняли с работы.
Администрации меняются часто, еще чаще проводится реорганизация коммунальных предприятий либо из-за долгов, либо из-за необходимости назначить директором «своего». Этот процесс ускорился под лозунгом развития конкуренции. Теплоснабжающие предприятия начинают рассматривать как подрядчиков, что с точки зрения экономики и управления полнейшая чушь. Никому не приходит в голову менять операторов котельных, меняют начальников и структуру, не изменяя суть.
Постепенное приближение к 100% оплате услуг населением и введение субсидий приводит к значительному ослаблению мотивации администраций к снижению издержек, а в некоторых дотационных регионах рассматриваются как возможность улучшения финансового состояния по схеме: резкое повышение тарифов – огромные субсидии, выплачиваемые с помощью федерального бюджета – получение подконтрольными теплоснабжающими предприятиями значительных средств.
О серьезном повышении энергоэффективности в таких условиях говорить не приходится. Особенно когда теплоснабжающие предприятия вводят в состав комплексных предприятий ЖКХ. Они сами вырабатывают энергию и себе же продают, причем, чем больше продадут, тем больше зарабатывают.
Проблемы со структурой тарифов в муниципалитетах такие же, как и в РЭК. Добавляется еще одна проблема: непонимание связи технических и экономических вопросов в теплоснабжении. Руководитель предприятия всегда докажет нужный тариф: ограничивается зарплата – увеличит численность, не дают средств на ремонт – увеличит штат собственных ремонтников и аварийных служб, ограничивают тариф политически – завысит потребление.
Технические же службы администрации, контролирующие качество и надежность теплоснабжения экономических рычагов влияния лишены и компенсируют это административным ресурсом, на что получают стандартное оправдание – средств нет.

Потребители
Основные потребители в централизованных системах теплоснабжения – жилые здания. Жители потребителями не являются, качество теплоснабжения могут оценить только по тепловому комфорту в своих квартирах, который зависит от многих причин. Но платят жители в большинстве случаев напрямую теплоснабжающему предприятию (даже если деньги проходят транзитом через жилищно-эксплуатационные организации). Договора не заключаются не с жильцами, а с организациями, эксплуатирующими жилой фонд, никак экономически не заинтересованными в энергосбережении. Счетчики, регуляторы, наладка – для этих организаций только дополнительная статься расходов. Не выполняются даже простейшие мероприятия, прописанные в «Правилах по эксплуатации жилого фонда» – контроль квартир, утепление подъездов, регулировка вентиляции и т.д. – т.е. покупателя в рыночном понимании этого слова нет. Надежность, качество теплоснабжения интересует только с точки зрения отсутствия жалоб. По зданиям бюджетной сферы положение не лучше. Даже если кто-то возьмется экономить, ему тут же уменьшат финансирование. Прочие потребители в отсутствие критериев качества, нормативных договоров беззащитны перед монополистом. Их массово наказывают снижением параметров теплоснабжения за неплатежи бюджетов, т.е. не выполняют договорных обязательств, а ответные санкции неприменимы. Богатые отключаются, остальные терпят.

Выводы
Вся внешняя среда обрекает систему управления теплоснабжением на неэффективность. Даже в регионах, где действительно средств катастрофически не хватает и экономия – единственный путь выживания, потери энергии превышают все разумные пределы, численность персонала в последние годы увеличилась многократно, а бюджетные средства используются крайне неэффективно. В этих условиях нет смысла рассматривать функционирование самой системы управления теплоснабжением. Стратегии нет, а тактика направлена на ликвидацию последствий коррозии труб вместо борьбы с самой коррозией.
В существующих условиях теплоснабжающие предприятия не могут самостоятельно переродиться, надо менять внешнюю среду.

Структуры управления централизованным теплоснабжением
в Восточно-европейских странах и Прибалтике

Государство определяет общие принципы экономических взаимоотношений в теплоснабжении и правила регулирования естественных монополий. Осуществляет экологический и технический надзор. Проводит либерализацию газового рынка.
Регулирующий орган – устанавливает тарифные меню, систему экономических наказаний и размер платы за подключение к системе.
Администрации – разрабатывают планы развития теплоснабжения, осуществляют общий контроль развития системы ЦТ, исходя из интересов потребителей. Не вмешиваются в оперативную деятельность предприятий. При приватизации теплоснабжающих предприятий имеют право «золотой акции» – блокирования некоторый решений акционеров.
Крупные теплоисточники в большинстве приватизированы. Продают тепловую энергию в общегородские сети, оперативно подчиняясь диспетчеру предприятия тепловых сетей. Договорные требования по параметрам теплоносителя очень жесткие и неукоснительно соблюдаются. Присутствуют элементы конкуренции между теплоисточниками.
Потребители – все в равных условиях. Рассчитываются по теплосчетчику по нему же, что не менее важно, контролируют параметры теплоснабжения. Наличие в тарифах платы за измерение позволяет устанавливать приборы учета в лизинг или покупать измерения.
Требования к качеству теплоснабжения очень высокие, по нашим представлениям на уровне мечты о светлом будущем. Потребители платят 100% тарифа.
Теплоснабжающие предприятия, испытывая острейшую конкуренцию со стороны фирм, предлагающих за свой счет переключить потребителей на теплоснабжение от локальных газовых теплоисточников, прилагают максимум усилий по снижению издержек и повышению качества теплоснабжения, чтобы его удержать.
Технический прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, поражает не сверхновыми техническими решениями, а массовостью внедрения общеизвестного. Никто не бросается ломать существующие системы, а приводит их в порядок и совершенствует. Форма собственности предприятий, как правило, акционерная, часть со 100% акций у одного или нескольких муниципалитетов. Централизованные тепловые сети крупных городов сконцентрированы в одном предприятии для уменьшения издержек и улучшения технологической управляемости.
Обратная связь в деятельности предприятий осуществляется через реакцию конкурентов, экономические санкции потребителей, контроль администраций, государства и регулирующего органа.
В теплоснабжающих предприятиях массово начинает применяться система качества управления ISO, позволяющая привлечь к решению задач снижения издержек, качества и надежности теплоснабжения весь персонал предприятий, перевести процесс принятия управленческих решений на низовой уровень.
В то же время, как не существует абсолютно совершенных рынков, так нет и идеальных систем управления. При всех несомненных преимуществах по сравнению с российской у рассматриваемой системы тоже есть изъяны и сложности при внедрении в российских условиях:
1. Внедрение системы подразумевает грамотное экономическое руководство теплоснабжающим предприятием, т.е. в большинстве случаев смену руководителей, а их не так легко найти. Качество руководителей особенно важно в переходной период, т.к. их ошибки могут привести к уходу потребителей и невосстановимому развалу системы теплоснабжения.
2. Система стимулирует инвестиции в подключение новых потребителей, но инвестиции в уменьшение теплопотребления потребителями ей противоестественны.
3. Если предприятия, эксплуатирующие общие тепловые сети, имеют собственные теплоисточники, то они предпринимают все возможные действия для их максимальной загрузки, даже в ущерб общесистемным интересам.
4. Система неработоспособна в отсутствие конкуренции газового теплообеспечения, либо из-за полного отсутствия в регионе природного газа, либо при запредельно сложной процедуре доступа потребителей и газовой системе.
5. Либерализация газового рынка в сегодняшних российских условиях полностью разрушит систему ЦТ, т.к. она неконкурентоспособна из-за гигантских потерь и высоких издержек. А если потребители уйдут, нечему будет конкурировать. Время на приведение системы ЦТ в порядок в России упущено.
6. Муниципалитетам будет чрезвычайно сложно расстаться с привычными методами руководства. Привычней руководить подчиненными, чем стимулами.
7. Тарифный орган не может планировать коммерческий успех в снижении издержек, это управленческое искусство, а не доказуемая процедура. В этой системе значительное снижение издержек ниже конкурентоспособного уровня тарифов приводит только к росту прибыли монопольного теплоснабжающего предприятия, а не к снижению затрат потребителей.

Российский вариант приватизации
муниципальных теплоснабжающих предприятий

Есть уже достаточно большое количество муниципалитетов, где проведена приватизация МУП теплоснабжения. Логика приватизаторов такова: котельные и тепловые сети приватизировать нельзя, это народное достояние, вдруг частник захочет их закрыть и сделать из котельной ресторан. Поэтому приватизируется все, кроме теплоисточников, сетей и тепловых пунктов. Схема управления получается вроде бы похожей на предыдущую. Но отличия более, чем существенные:
1. Все проблемы взаимоотношений государства, РЭК, потребителей с теплоснабжающим предприятием остались такими же, как в первой схеме.
2. Лишение администрации прав административного воздействия не было заменено экономическими стимулами.
3. В теплоснабжение не пришел стратегический инвестор, а прошло тихое, практически бесплатное, перераспределение имущества в пользу доверенных лиц главы администрации.
4. Предприятия получили бесконтрольное право распоряжения муниципальным имуществом и получения прибыли от его эксплуатации. Естественно, что большая часть прибыли расходуется на увеличение своей частной собственности, а не на капитализацию чужой муниципальной. Обосновывается необходимость и создаются собственные производства, дочерние предприятия, закупается техника, а качество замены тепловых сетей неуклонно снижается якобы по причине отсутствия средств.
Акция, проводимая под лозунгом борьбы с монополизмом и использованием частной инициативы приводит к созданию еще более несовершенной монополии. Часто, при приходе к власти следующей администрации, муниципалитет, не видя других методов воздействия, изымает свое имущество и снова передает его в сохранившееся муниципальное – обычно МУП ЖКХ, потеряв навсегда ранее созданную инфраструктуру теплоснабжения.

Перспективная схема для российских условий

Основные требования к схеме управления:
1. Возможность делать реформу постепенно, без «революций», во время проведения которых можно разморозить города.
2. Гораздо более глубокое, чем за счет конкуренции проектов, стимулирование снижения издержек.
3. Освобождение администраций от несвойственных им хозяйственных функций.
4. Возможность вариаций под местные условия.
Предлагаемая схема управления:

Внедрение этой схемы может проходить в несколько этапов:
1 этап продолжительностью до одного года. Создание управляющей компании по теплоснабжению города, области или района. На первом этапе численность ее может быть в пределах 5-30 человек квалифицированных специалистов. Задачи:
- инвентаризация теплового хозяйства, создание электронной модели системы;
- сведение теплового баланса, определение и оценка потерь тепла по всем теплоисточникам независимо от их ведомственной принадлежности;
- анализ системы управления, разработка перспективной модели;
- разработка критериев качества надежности теплоснабжения для конкретных условий методов их контроля и стимулирования;
- разработка программы реформы системы с приоритетом интересов потребителей;
- организация финансово-технического контроля за работой теплоснабжающих предприятий.
На этом этапе компания может работать как подрядчик с финансированием из бюджета муниципалитетов. Организационная форма компании – акционерное общество, акционеры – муниципалитеты и потребители, владельцы подключенных зданий (0,1 Гкал/час подключенной мощности – 1 акция).
Одновременно на 1 этапе необходимо изменить систему экономических отношений между теплоснабжающими предприятиями и предприятиями, обслуживающими инженерные системы жилых зданий и объектов бюджетной сферы. Необходимо создать нормальных рыночных покупателей, заинтересованных в уменьшении теплопотребления. Средств для этого не надо. Нужен простейший механизм финансового поощрения предприятий из сэкономленных средств. Обратная связь по качеству теплоснабжения должна осуществляться через договора обслуживающих предприятий с каждой квартирой.
2 этап (еще один год). Основа системы ЦТ – тепловые сети. Монопольный вид деятельности – передача (транспорт) по сетям тепловой энергии. Т.е. гидравлическая передача теплоносителя, а не работа по ремонту тепловых сетей. Именно организацию гидравлических режимов и необходимо передать в управляющую компанию. Ей же необходимо передать и распределение финансовых средств от продажи тепловой энергии.
1. Оплата самой управляющей компании должна состоять из двух частей. Постоянная часть, компенсирующая издержки, и премиальная в процентах от снижения затрат потребителей. Т.к. штат компании невелик (10-100 человек) и основных средств на балансе немного, то даже небольшой процент от экономии, направляемый на дополнительную оплату, будет сильным побудительным мотивом к интенсивной деятельности по экономии.
2. Важный вопрос – определение величины экономии. Один раз должен быть определен принципиальный подход к определению идеального тарифа. Допустим, КПД использования топлива на теплоисточниках 90%, потери в сетях 5%, срок службы тепловых сетей 25 лет, эксплуатационные затраты 2 тыс. долл. США на 1 Гкал подключенной мощности с коэффициентом, равным инфляции в США и т.д. Тариф, рассчитанный исходя из принятых предпосылок – база расчетов, он должен пересчитываться каждый год с изменением стоимости топлива, воды, электроэнергии. Принципиально не важно, насколько точно он соответствует идеалу, главное, что правила его расчета не должны изменяться. Соотношение реального и идеального тарифов – показатель эффективности системы теплоснабжения. Теоретически реальный тариф может быть и меньше идеального, например, при внедрении когенерации.
Показатель эффективности теплопотребления не стоимостной, т.к. сравнение стоимости энергии уже произведено, проще применять средний удельный расход тепловой энергии на отопление одного кубического метра зданий и удельный расход горячей воды.
3. Излишнее рвение по уменьшению стоимости теплоснабжения должно предотвращаться штрафами за невысокое качество и низкую надежность. Для этого должен быть формализован учет нарушений в теплоснабжении потребителей.
4. Управляющей компании должна быть передана выдача технических условий на подключение новых потребителей. Технические условия должны выдаваться на основе вариантных расчетов электронной модели системы теплоснабжения, в том числе вариантов инвестиций в энергосбережение вместо увеличения мощности системы. Часть средств от продажи тепловой энергии управляющая компания может направить на частичную компенсацию затрат по подключению в равном проценте для всех или на компенсацию превышения нормируемых затрат.
5. В управляющую компанию необходимо передать функции:
· диспетчерского управления системой
· наладки тепловых сетей
· взаимодействия с потребителями
· контроля качества закупаемой тепловой энергии
· контроля качества содержания и эксплуатации тепловых сетей, центральных тепловых пунктов
· организация процедуры открытых тендеров через Интернет на выполнение подрядных работ по замене тепловых сетей. С целью экономии на масштабе надо осуществлять тендеры не по мелким участкам, а на большой суммарный объем работ, т.е. определять генподрядчиков. Учет при проведении тендеров не только стоимость работ, но и систему качества, действующую на предприятии.
· перспективное планирование развития системы ЦТ, разработка инвестиционных программ уменьшения теплопотребления, поддержание электронной модели системы
· распределение финансовых средств между существующими теплоснабжающими предприятиями отдельно за выработку тепловой энергии, отдельно за содержание тепловых сетей, отдельно за учет.

Владельцев тепловых сетей может быть сколь угодно много, но они уже не будут перепродавцами тепловой энергии, их задача – содержание в исправном состоянии системы транспорта по типу дорожных служб. Критерии качества работы – надежность, величина утечки и тепловые потери. Нет необходимости подробно расписывать здесь процедуру контроля, но она достаточно легко осуществима. Например, теплопотери в сетях можно оценивать с помощью 3-4 теплосчетчиков, установленных у потребителей в разных районах (через контроль среднемесячной температуры сетевой воды в подающем трубопроводе на источнике и у потребителей). Контроль за утечками во всей системе можно возложить на одну организацию, отдельно оплачивая эту работу.
Должно быть обеспечено равенство всех участников рынка теплоснабжения. Тарифы для всех теплоисточников должны определяться по единым правилам в одном регулирующем органе. Владельцы частных теплоисточников должны иметь равные права с муниципальными по доступу к сетям. Ограничения могут налагаться в долговременных договорах, например, отсутствие права на отключение потребителей. Критерии выбора поставщиков и распределения их на базовые и пиковые: цена, надежность оборудования, схемные возможности.

Деятельность управляющей компании должна быть абсолютно открытой. Акционеры-потребители заинтересованы как в снижении затрат, так и в повышении качества, надежности. Баланс между этими интересами и должен быть целью управляющей компании.

Задача третьего этапа – реорганизация теплоснабжающих предприятий на основе подготовительной работы, проведенной ранее.
Правильное разбиение любой технической системы по отдельным предприятиям позволяет организовать мощные управленческие обратные связи, которые очень трудно создать внутри одного предприятия. Нет единых рецептов, разнятся масштабы систем, структура источников и т.д. Можно обозначить только общие подходы:
1. Выделение в отдельные предприятия теплоисточников создает возможности для их приватизации, что несомненно улучшит систему управления, усилит конкуренцию и одновременно даст муниципалитетам средства на кредитование модернизации систем теплоснабжения.
Ликвидируется проблема загрузки теплоснабжающими предприятиями, эксплуатирующими тепловые сети собственных теплоисточников, вопреки общесистемным возможностям загрузки наиболее экономичных.
2. Функции теплоснабжения и теплопотребления обязательно должны быть разделены между отдельными хозяйствующими субъектами, иначе рыночные отношения вообще невозможны. Теплоснабжающие предприятия могут обслуживать индивидуальные тепловые пункты и даже внутренние системы отопления зданий, но только по отдельному договору обслуживания с владельцем здания.
3. Необходимо сформулировать цели развития системы управления предприятий: приватизация или сохранение муниципальной собственности. Приватизация приводит к жесткой имущественной ответственности собственника предприятия перед потребителем. Муниципальная собственность позволяет использовать всю прибыль предприятий на развитие системы, в то же время при ней трудней создать эффективные стимулы к снижению издержек.
4. При выделении предприятий, обеспечивающих качественное состояние систем транспорта – тепловых сетей, в крупных городах возможно разделение их на несколько отдельных предприятий. Это позволит ввести конкуренцию за обслуживание, т.к. единовременная замена предприятия, обслуживающего все тепловые сети города, нереальна. Одновременно появится возможность конкуренции результатов работы (по типу соцсоревнования).
Размер предприятия должен определяться возможностью и обоснованностью работы на изолированный контур, учетом экономии на масштабе, возможностью однозвенного управления. Обычно оптимальный размер предприятия определяется протяженностью тепловых сетей в 300-800 км.
5. Конечно, желательно объединение тепловых сетей от источника до потребителя в одной организации либо путем акционирования, либо передачи разными собственниками тепловых сетей на обслуживание по договору в одну организацию. Устраняются проблемы разделения ответственности, тепловых потерь через изоляцию и с утечками. Упрощается диспетчерское управление – нет необходимости координации действий.
В тепловых сетях, в отличие от других систем транспорта, затруднена процедура контроля качества состояния. Автодорогу легко периодически проверять на каждом метре, а контроль состояния подземного трубопровода чрезвычайно дорог, поэтому качество контролируется по общесистемным показателям (величина утечки, теплопотери и т.д.). Разделение общей гидравлической системы на отдельные, значительно снижает возможности экономического поощрения качественной работы. Эксплуатация магистральных и разводящих тепловых сетей разными предприятиями сохранилась в бывших социалистических странах только в России, Белоруссии и во все меньшей степени на Украине.
6. Условия оплаты теплоснабжающим предприятиям и системные взаиморасчеты должны стимулировать уменьшение издержек, повышение качества и надежности. Например, средства, расходуемые на содержание тепловых сетей, можно разделить между эксплуатационным предприятием и генподрядчиком по перекладке сетей, с поощрением эксплуатационного предприятия при снижении затрат на замену трубопроводов.
7. Непосредственную ответственность перед потребителем должна нести только одна организация. При наличии управляющей организации ответственность должна нести она.
8. Конечно, нет смысла создавать множество предприятий в каждом небольшом поселке. Создание акционерных обществ несколькими муниципалитетами в большинстве случаев позволяет создать систему управления, аналогичную системе крупного города. Другой вопрос, что учет транспортных расходов и других проблем территориальной разобщенности может ликвидировать все преимущества разделения функций выработки, транспорта, потребления по отдельным предприятиям.
Для небольших удаленных поселков применима схема создания отдельного участка с особыми условиями оплаты: топливо по погоде, остальные расходы из постоянной составляющей тарифа, премия за качество, надежность и снижение затрат топлива либо персональные премии руководству за снижение затрат на отопление 1 м3 помещений. Роль управляющей компании – ежемесячная проверка качества работы и привлечение подрядчиков для выполнения сложных работ по техническому обслуживанию.

Как в любой локальной системе теплоснабжения, так в государственной системе управления необходим орган, разрабатывающий общефедеральные программы теплоснабжения, обеспечивающий обмен опытом, разработку методов решения типовых проблем. Т.к. он должен представлять интересы регионов и муниципалитетов, то подходящая форма – акционерное общество.
Совершенствование систем управления теплоснабжением во всех странах начиналось с законов, регламентирующих правила энергетического рынка. Отсутствие закона, определяющего систему взаимоотношений в столь важной для России отрасли, как теплоснабжение, также в немалой степени способствует ее деградации.
Нобелевскую премию по экономике в прошлом году получили трое американских ученых: Д.Стиглиц, Д.Акерлоф и М.Спенс, выступающих за самое активное вмешательство государства в рыночные процессы. Они утверждают, что в условиях абсолютно свободного стихийного рынка продавец и покупатель поставлены в заведомо неравные условия. Множество острых и нерегулируемых проблем на стихийном рынке ведет к его дестабилизации и кризису. Не ставится под сомнение принцип рыночных отношений в экономике, но цивилизованную упорядоченность рынку должна придать третья сторона – государство. Пока же у нас ищут виноватых. Их искать, конечно, легче, чем создавать какой-то непонятный рынок. Трудно осознать, что он по команде не возникает и приказам не подчиняется.
Рынки в системах, являющихся естественными монополиями не могут возникнуть сами собой, их всегда создает государство. Причем, единожды созданный рынок, потом практически нельзя изменить, т.к. возникающие при этом права на собственность невозможно ограничить. Поскольку рынок в Российском теплоснабжении отсутствует имеется уникальная возможность сделать его совершенным.

04 июнь 2003

Аналитические материалы