Материалы Круглого стола по проблемам централизованного теплоснабжения (Париж, 16 – 17 декабря 2002 г.)
Международное энергетическое агентство (IEA)
Круглый стол по проблемам централизованного теплоснабжения
в условиях переходной экономики
Париж, 16 – 17 декабря 2002 г.
IEA создано после мирового энергетического кризиса 26 странами. В настоящее время в агентстве 30 членов, последними приняты Чехия и Южная Корея. Для изучения ситуации в других странах, не членах IEA, существует отдел численностью 15 человек.
Задача агентства – помощь в обеспечении энергетической безопасности государств. Агентство не осуществляет крупных программ, не решает вопросы финансирования и инвестиций. Его функция – организация обмена опытом, доступ к информации о достижениях и ошибках. Не всегда важен опыт Германии и других развитых стран, часто важнее опыт стран, недавно прошедших переходный период.
Это первый круглый стол по проблемам теплоснабжения как очень важной отрасли в бывших социалистических странах. Осенью следующего года планируется гораздо более представительная конференция по проблемам централизованного теплоснабжения и выпуск книги по лучшим проектам ЦТ.
Энергетическое планирование как форма делового планирования
Meredydd Evans, IEA
Планирования в теплоснабжении отличается от государственного регулирования и планирования. Это не возврат к советским временам, а сочетание энергетического планирования с деловым планированием теплоснабжающих компаний.
Хороший план позволяет обеспечить повышение устойчивости систем теплоснабжения и уменьшения затрат. Помогает оценить и эффективно использовать все возможности системы в увязке с экологическими и социальными вопросами. На основе теплового баланса необходимо создавать планы уменьшения затрат и программы энергетической эффективности. Они позволяют повысить энергетическую безопасность.
Многие системы ЦТ бывших социалистических стран имели большой запас мощности, в них значительно снизилась подключенная нагрузка, а городские власти занимаются расширением и строительством новых котельных. В тех городах, где разрабатывались планы уменьшения затрат, ситуация с ЦТ значительно улучшилась.
Деловое планирование подразумевает систематизированный подход к оценке рисков и препятствий, оценку потребителей. Он повышает вероятность делового успеха. Рыночный анализ с прогнозированием спроса позволяет создать план всех деловых аспектов теплоснабжающей компании. В переходный период, когда все быстро меняется, планирование особенно необходимо. Оно позволяет привлечь инвестиции для осуществления возможности перехода.
Juri Zeman, Чехия
Задача муниципального энергопланирования – определиться, как управлять рынком, включая вопросы цен, конкуренции, предложения, покрытия инвестиционных расходов, исключения ненужной конкуренции, экологии и т.д.
При планировании рынок делится на несколько зон:
1. централизованное теплоснабжение;
2. чистые виды топлива;
3. другие виды топлива.
В Чехии энергетическое планирование вступило в противоречие с правилами либерализации, антимонопольным законодательством и как обязательное было отменено. Но энергетическое планирование должно остаться основой муниципальной политики при решении энергетических задач.
Деловое энергетическое планирование компаний включает анализ спроса, анализ затрат, прибыли и анализ вариантов.
Муниципалитету приходится решать одновременно несколько противоречащих друг другу задач. Во многих случаях муниципалитет владеет теплоснабжающей компанией и заинтересован в ее развитии. В то же время есть крупные потребители тепла, финансируемые и управляемые муниципалитетом, и он заинтересован в снижении затрат, имея возможность влиять на тарифы. Существуют также политические и экологические требования. Сочетать эти разные интересы не легко, тем более в условиях, когда каждый потребитель имеет право строить свои источники даже там, где есть ЦТ.
Ewaryst Hille, Польша
Энергетическая экономика подвержена большому риску, т.к. требует больших инвестиционных затрат и работает в большом диапазоне изменений.
Одна из задач энергопланирования – определить, кому и до какой степени следует брать на себя риски. Энергетические планы должны решать микро и макро задачи, хотя их проще было бы делать по сложившимся целям. Должно также проводиться горизонтальное энергопланирование, т.е. с делением рынка на зоны разной энергоэффективности.
Венгрия – ошибки планирования привели к образованию огромных излишних мощностей.
Швеция – рыночная интеграция ведет к интеграции различных энергетических систем. Компании ЦТ сами развивают и локальные теплоисточники, и используют биотопливо и т.д.
В Германии компании стараются расширять бизнес, покупая другие инженерные системы или работая в нескольких городах.
Интегрированные компании, как правило, частные.
Игорь Башмаков,Россия
В российских городах, к сожалению, обычно отсутствуют не только энергетические планы, но и энергетические балансы. На муниципальном уровне даже трудно собрать данные.
Jiri Zemen
Понимание структуры рынка очень важно, но какого рынка? Только при полной ясности с этими вопросами можно разрабатывать конкретные процедуры.
Планированием должен быть предотвращен процесс создания новых потерянных затрат. Необходим анализ старого, чтоб не повторять ошибок.
Микола Рапцун, Украина
Кто должен планировать? Не все вопросы решаются на уровне муниципалитетов. Например, тарифы устанавливают правительственные регулирующие органы. Необходимо рассматривать взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами.
Геннадий Андреев, Казахстан
В Советском Союзе накоплен уникальный опыт планирования развития систем теплоснабжения, созданы лучшие для своего времени системы ЦТ.
В Казахстане возрождается система планирования. Создана схема перспективного развития Астаны. При разработке схемы доказана экономическая целесообразность использования в качестве основного топлива угля. Началась разработка схемы теплоснабжения Алматы. Одна из основных проблем в теплоснабжении Казахстана – созданные ранее системы работают в сегодняшних условиях неэффективно.
Тарифы
Marian Slifierz, Польша
Сектор теплоснабжения в Польше потребляет 50% первичной энергии. При социализме в стране было 51 теплоснабжающее предприятие, стало 3000 независимых производителей. Выдано 910 лицензий на право продажи. Несмотря на это, отрасль работает очень устойчиво, практически нет случаев банкротства или отключений. Крупные ТЭЦ либо приватизированы, либо в процессе приватизации, причем предпочтение отдается стратегическим инвесторам. Тепловые сети или муниципальные или приватизированы. Малые компании, в основном, частные. При социализме средняя семья платила за отопление 20 ам. центов в месяц, и оно воспринималось практически как бесплатное. Потребители оплачивали 10-20% затрат теплоснабжающих предприятий, остальные компенсировались субсидиями.
В 1990 г. после малоприятного увеличения тарифов общество находилось в шоковом состоянии. В дальнейшем инфляция постепенно уменьшилась и цены стабилизировались.
В Польше муниципалитеты не обладают правом устанавливать тарифы, эту функцию осуществляет государство. Тарифы устанавливаются отдельно на выработку, транспорт и учет. Плата за мощность составляет до 30% тарифа.
Реформа теплоснабжения очень сложна из-за социальных проблем. Искусство регулирования – это искусство балансирования. Отход от субсидий должен быть более плавным, т.к. сознание людей привыкло к перекрестным субсидиям.
Доступ третьих сторон (газовое локальное отопление) не лучшее экономическое решение. Даже при уходе небольшого количества клиентов ЦТ обречено. Мы предлагаем разделение нагрузки с максимальным использование дешевых источников, но энергетические компании против.
Из 910 теплоснабжающих компаний никто не хочет, чтобы внешние органы анализировали их затраты, они хотят основываться на потребностях клиентов.
Плата за подключение к системе централизованного теплоснабжения устанавливается в 25% от суммы затрат на подключение, но обычно потребители не платят ничего, т.к. подключение новых потребителей выгодно теплоснабжающему предприятию.
Dagnija Blumberga, Латвия
В Латвии существует около 30 регуляторов. Каждый регулирующий орган создан примерно 25 муниципалитетами. Опыт показал, что если муниципалитеты устанавливают тарифы сами, то депутаты голосуют за тарифы в 2 раза ниже реально необходимых.
В 1998 г. создан Департамент по регулированию теплоснабжения, которым утверждена методика расчета тарифов.
Главный принцип тарифов – возможность нормальных деловых отношений. Дотации и субсидии в Латвии отсутствуют. Тарифы ясны и прозрачны, устанавливаются отдельно на выработку, распределение и продажу.
Существует разный уровень тарифов для разных видов топлива и разной мощности систем ЦТ. Тариф для жителей на 15% выше, чем для прочих потребителей (в среднем 30 долл. США/Гкал для населения и 26 долл. США/Гкал для прочих).
Тарифы фиксируются на 3 года, кроме неконтролируемых составляющих: топливо, налоги, электроэнергия. Но фактически тарифы не поднимаются с 1998 г.
Игорь Башмаков
В России 12500 муниципалитетов. Затраты на теплоснабжение варьируются в очень широких пределах. Обычно энергоэффективность выше там, где тарифы ниже. Торговля тепловой энергией ведется в тумане неопределенности.
Должны быть решены следующие проблемы:
– отмена или реструктуризация задолженности
– учет
– организация сектора и с точки зрения поставок, и со стороны спроса.
Где найти финансирование? Только счетчики уменьшают затраты на 16% по отоплению и 67% по ГВС.
ЦЭНЭФ разработал 5 механизмов стимулирования энергоэффективности. Только по государственным зданиям можно получить экономию 2,5-3 млрд руб.
Нет плохих привычек, есть плохие стимулы. Надо изменить стимулы, чтобы изменились привычки людей.
Инвестиции и финансирование. Роль частного сектора
Ira Birnbaum, США
Плохое техническое состояние системы ЦТ приводит к росту затрат на топливо, увеличению дотаций, их непроплате, ухудшению финансового состояния теплоснабжающих предприятий и дальнейшей технической деградации. Система становится экономически несостоятельной. В Молдове из 40 систем ЦТ работают только 5. Бывшие потребители ЦТ, имеющие средства, устанавливают электроотопление, менее обеспеченные ставят печи.
Существование систем ЦТ возможно, если будут обеспечены свобода доступа к ним и низкая цена. Система должна работать на коммерческой основе. Это позволит привлечь финансирование и произвести улучшения. Потребуется создать определенные условия, чтоб частный сектор принес инвестиции. Необходимо, чтоб муниципалитеты политически не влияли на систему ЦТ, иначе частные инвестиции невозможны.
Значительная часть системы ЦТ в Восточной Европе приватизирована, есть акционерные общества с разделением акций, начинают применяться управленческие контракты.
Что помогает привлечь частный сектор без свободной цены:
– определение потребителем целого дома, а не отдельных семей;
– сильное продуманное участие муниципалитета, осуществляющего стратегию по привлечению инвестиций.
Miroslav Maly, Чехия
В Чехии весьма ограничены топливные ресурсы. Большая часть тепла вырабатывается на ТЭЦ, работающих на буром угле. В 1994 г. был утвержден Закон об энергии, определяющий условия, в которых можно вести деловую деятельность. В этом же году были отпущены цены на уголь, и на рынок пришли газовые компании.
В 2000 г. рынок стал открытым. Потребитель свободен в выборе поставщика. Ему не важно, кто владелец теплоснабжающей компании, важна цена.
Крупные системы централизованного теплоснабжения приватизированы компаниями из США и Западной Европы, и работают очень хорошо. В то же время некоторые компании ушли с рынка, не дождавшись высоких тарифов и большой прибыли.
Одну из систем ЦТ купила компания из Великобритании, но, добившись высоких тарифов, она получила значительное снижение спроса.
Иностранными фирмами были построены 2 ТЭЦ, работающие на газе, но т.к. цены на газ высокие, они не нашли потребителей по теплу и одна ТЭЦ работает только в пиковом режиме, а ТЭЦ в г. Брно стоит.
Bernard Jamet, Франция
Системы централизованного теплоснабжения сильно различаются в разных странах. Нет общих схем.
Венгрия – одна из самых развитых стран по энергоэффективности, это видно даже по количеству ESCO. Существуют стимулы и планы, чтоб повышать энергоэффективность. Несколько ниже темпы в Чехии. Но наибольшие различия со странами бывшего СССР (кроме Прибалтики).
Интересы жителей сильно отличаются от интересов производителей. Жители хотят уменьшить потребление, а производители увеличить. Если ЦТ принадлежит муниципалитету, то он является клиентом собственной системы и заинтересован уменьшить счет за тепло, т.к. снижаются затраты бюджеты.
Потенциал энергоэффективности обычно выше в потреблении, чем на теплоисточниках, но бывает, что владельцы зданий не заинтересованы в его использовании, несмотря на заинтересованность жителей.
Частные компании, покупая системы ЦТ, приносят лучшую организацию. Особенно крупные международные компании, но их не так много и они не могут работать везде. У частного бизнеса лучше способности собирания денег с клиентов, больше возможностей привлечения капитала для инвестиций. В то же время частные компании не хотят инвестировать в повышение энергоэффективности (особенно в потреблении). Надо увеличивать прибыль, повышать доход, используя опыт сбора денег с клиентов, либо привлекая новых клиентов.
Как увеличивать продажу и повышать энергоэффективность? Ведь энергоэффективность приводит к уменьшению спроса, а эта ситуация не соответствует интересам частного сектора, что является его основным недостатком. Каков же выход? Ситуация сложная и нет простых решений. Есть идеи: если частный бизнес не инвестирует в уменьшение теплопотребления, надо под государственные гарантии использовать займы международных финансовых институтов. К управлению проектами привлекать частные фирмы. Частный оператор принесет схему управления, получая вознаграждение от результата – повышения энергоэффективности (по типу оплаты ESCO).
Виктор Семенов, Россия
Займы, привлекаемые через государственные структуры, используются чрезвычайно неэффективно. Это связано как с личной незаинтересованностью чиновников, так и слабой их информированностью. Можно потратить несколько лет на разъяснение сути проблемы конкретной администрации или правительству и дождаться их смены, т.е. необходимости начинать все сначала.
Трудность привлечения инвестиций в уменьшении теплопотребления состоит в отсутствии механизма возврата средств, т.к. уменьшение теплопотребления приводит к уменьшению платежей. Эти затраты нельзя ввести и в тариф на тепловую энергию, т.к. они не используются на цели теплоснабжения. Необходимо повышать плату за обслуживание внутридомовых систем, разъясняя жителям, что это повышение будет компенсироваться уменьшением платы за покупное тепло.
Christof van Agt, IEA
Частный сектор не бросается с головой в централизованное теплоснабжение. Инвесторы, вкладывая средства, зависят от обязательности услуги. Часто говорят, что ЦТ не коммерческий сектор, но если клиент может уйти, то коммерческий. Доступ 3-х сторон – это инструмент для дисциплинирования сектора и развития коммерческих начал. Про газовый сектор раньше тоже утверждали, что доступ третьих сторон не рационален, а сейчас это массовое явление.
Хорошее регулирование и создание законодательной базы позволяют улучшать систему и привлекать инвестиции. Чтоб финансирование интересовало инвестора, оно должно быть хорошо продумано. Надо понимать, что любой инвестор принимает на себя риски, он рискует многим. Потребности инвестора надо уважать и облегчать ему работу.
Чрезвычайно сложен вопрос долгов, решать его трудно, но еще хуже вообще не решать.
Hans Nilsson, Швеция
Не надо противоставлять центральное планирование и либерализацию. Нет либерализации рынка электрической энергии, выполненной до конца. В Швеции, Германии цены на электроэнергию уменьшились, но часть электростанций закрылась, запасы мощности снизились и ситуация напоминает Калифорнийскую. Либерализация нужна, но она также нуждается в планировании.
Важен сам факт существования систем ЦТ, их не надо создавать, это очень хорошо для рынка. Проблемы в оптимизации.
В Европе вопросы планирования перешли к органам регулирования через управление торговыми стимулами. Этот опыт идет на восток, но пока не полностью учитывает специфику.
Валерий Тарлабаев, Казахстан
Энергосистема Алматы в 1996 г. была продана бельгийской компании Трактебель. С 2000 г. стала муниципальной и в начале 20003 г. снова будет приватизироваться. Иностранные инвесторы сталкиваются со старым оборудованием. Бельгийские специалисты о нашем оборудовании ничего не знали и через 7 месяцев уехали.
Инвестиции были только в самом начале, но т.к. тарифы более политические, чем экономические (11 долларов США/Гкал), прибыли не было, и система в конце концов была продана городу.
Оборудование самортизировано на 60-70%, вкладывать в него средства не выгодно, т.к. инвестиции не изменяют тариф и не приносят прибыли.
Тарифы не увязаны с экологическими требованиями. Экологические нормы ужесточились, что заставляет сжигать в городах дорогой газ вместо угля, тарифы это не учитывают, и система стала убыточной.
Jacquelin Ligot, Европейский банк реконструкции и развития
Теплоснабжение – приоритетная сфера деятельности банка, т.к. это повсеместная система и ключевая услуга. Она требует больших капитальных вложений, связана с экологией и реформой муниципального сектора.
Препятствия к финансированию в странах бывшего СССР:
– убыточность предприятий;
– запутанность системы субсидий, дотаций и льгот;
– политическое влияние на тарифы, их непрозрачность и необъективность;
– помехи работе частного сектора.
В таких условиях не многие хотят инвестировать.
Реальные инвестиции направляются в те области, где теплоснабжение менее затратное, что затрудняет возврат.
Необходимо улучшать менеджмент и управление компаниями, которые есть сегодня, т.к. в существующие условия другие не придут.
Meredydd Evans
Основной вопрос – как вознаграждать эффективность и где получить опыт правильных решений.